Новости \ Новости и события
Выставки абонемента художественной литературы в декабре
5 декабря – 106 лет со дня рождения известного поэта Федора Ивановича Тютчева (1803 – 1873 ). |
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!...
Ф.Тютчев
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!...
Ф.Тютчев
С первыми детскими книжками приходит к читателю Ф.И. Тютчев – автор « Весенней грозы » (« Люблю грозу в начале мая…») и « Весенних вод » (« Еще в полях белеет снег …» ), приходит как поэт света, веселого пробуждения природы, ликующего чувства радости.
Склонность к литературному творчеству проявилась у Тютчева очень рано. Наставник и учитель мальчика – поэт, переводчик, позже – издатель С.И. Раич - первым обратил внимание на выдающиеся способности своего питомца. В 19 лет после окончания Московского университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и 22 года проводит в Мюнхене и Турине. Лишь в 1836 г. рукописное собрание тютчевских стихов попало к П.А. Вяземскому, который и познакомил с ними Жуковского и Пушкина.
Поэзия Тютчева освещена отблеском бурных потрясений века. Природа – одушевлена, связана с миром чувств человека ( « Весенняя гроза », 1828, « Весенние воды », 1830 , « Осенний вечер », 1830 и др ).
Своеобразна любовная лирика Тютчева – она во многом является биографической. Наиболее значителен « денисьевский цикл » 50 – 60-х гг. Поэт полюбил молодую девушку уже на склоне лет. Любовь и боль, сплетенные в тугой узел, - основы всех стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой (« Не говори : меня он, как и прежде, любит…», 1850-1851 ; « Последняя любовь», 1851 – 1854 ).
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней …
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Произведения Тютчева поражают ритмическим богатством, лаконизмом, афористичностью. Напевность, мелодичность строк, необыкновенная сила чувств, заключенная в них, привлекали многих композиторов. Широко известны романсы Чайковского, Рахманинова, Танеева и многих других.
Склонность к литературному творчеству проявилась у Тютчева очень рано. Наставник и учитель мальчика – поэт, переводчик, позже – издатель С.И. Раич - первым обратил внимание на выдающиеся способности своего питомца. В 19 лет после окончания Московского университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и 22 года проводит в Мюнхене и Турине. Лишь в 1836 г. рукописное собрание тютчевских стихов попало к П.А. Вяземскому, который и познакомил с ними Жуковского и Пушкина.
Поэзия Тютчева освещена отблеском бурных потрясений века. Природа – одушевлена, связана с миром чувств человека ( « Весенняя гроза », 1828, « Весенние воды », 1830 , « Осенний вечер », 1830 и др ).
Своеобразна любовная лирика Тютчева – она во многом является биографической. Наиболее значителен « денисьевский цикл » 50 – 60-х гг. Поэт полюбил молодую девушку уже на склоне лет. Любовь и боль, сплетенные в тугой узел, - основы всех стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой (« Не говори : меня он, как и прежде, любит…», 1850-1851 ; « Последняя любовь», 1851 – 1854 ).
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней …
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Произведения Тютчева поражают ритмическим богатством, лаконизмом, афористичностью. Напевность, мелодичность строк, необыкновенная сила чувств, заключенная в них, привлекали многих композиторов. Широко известны романсы Чайковского, Рахманинова, Танеева и многих других.
- Литература:
- Ершов, Л.Ф. История русской советской литературы : учебное пособие / Л.Ф. Ершов.- М.: Высшая школа, 1988. – 656 с.
- История русской литературы 19 века. Первая половина : учебник / под ред. проф.С.М. Петрова.- М.: Просвещение, 1973.- 576 с.
- Кожинов, B. B чем его вера ? : 200 лет со дня рождения Федора Ивановича Тютчева – политика, мыслителя, поэта / В. Кожинов // Наука и религия. – 2003.- № 12. – С. 14 – 15.
- Лопатников, В. Тютчев и Горчаков. Настоящая политика России – не за границей, а внутри её самой ( к 200- летию со дня рождения Ф.И. Тютчева) / В. Лопатников // Международная жизнь.- 2003.- № 11.- С. 118- 136.
12 декабря – 210 лет со дня рождения известного живописца, мастера портретного жанра
Брюллова Карла Павловича (1799 – 1852). |
Первым учителем художника был его отец, скульптор - орнаменталист. С 1809 г. учился в Петербургской академии художеств у А.И. Иванова и Ф. Е. Егорова, закончил академию в 1822 г. с золотой медалью.
В 1823 – 1835 –х гг. работал в Италии, приобрел известность как портретист. Великолепны его портреты – картины: « Всадница» (1832), «Ю.П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» ( 1832 – 1834). Писал эскизы и картины на мифологические и исторические темы, жанровые – на тему жизни итальянских крестьян. Самая известная - «Итальянский полдень» (1827). В ней художник достиг естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения, изученных на натуре.
Главное произведение Брюллова – «Последний день Помпеи». Работа над огромным полотном (456 х 651 см) заняла у него три года. В нем художнику удалось сохранить традиции академизма. Брюллов стремился к психологической правде и исторической достоверности, попытке представить многообразные переживания массы людей в момент бедствия. Тем не менее, картина произвела на публику ошеломляющее впечатление.
Художник продолжал оставаться великолепным мастером портретного жанра, о чем свидетельствуют портреты Н.В. Кукольникова (1836), В.А. Жуковского (1837- 1838), И.А. Крылова (1839) и др. В позднем творчестве художника одним из лучших считается портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью (до 1842).
Занимался Брюллов и педагогической деятельностью. В 1836 г. он получил звание профессора 2-й степени, а в 1846 - 1-й. Преподавал в Академии художеств, учиться у Брюллова считалось за честь, был заинтересован в успехе каждого ученика.
Здоровье у Брюллова ухудшалось, и в 1849 г. он отправился на лечение за границу. Побывал в Германии, Англии, Испании.
Умер в Италии от сердечного приступа, похоронен на римском кладбище.
В 1823 – 1835 –х гг. работал в Италии, приобрел известность как портретист. Великолепны его портреты – картины: « Всадница» (1832), «Ю.П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» ( 1832 – 1834). Писал эскизы и картины на мифологические и исторические темы, жанровые – на тему жизни итальянских крестьян. Самая известная - «Итальянский полдень» (1827). В ней художник достиг естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения, изученных на натуре.
Главное произведение Брюллова – «Последний день Помпеи». Работа над огромным полотном (456 х 651 см) заняла у него три года. В нем художнику удалось сохранить традиции академизма. Брюллов стремился к психологической правде и исторической достоверности, попытке представить многообразные переживания массы людей в момент бедствия. Тем не менее, картина произвела на публику ошеломляющее впечатление.
Художник продолжал оставаться великолепным мастером портретного жанра, о чем свидетельствуют портреты Н.В. Кукольникова (1836), В.А. Жуковского (1837- 1838), И.А. Крылова (1839) и др. В позднем творчестве художника одним из лучших считается портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью (до 1842).
Занимался Брюллов и педагогической деятельностью. В 1836 г. он получил звание профессора 2-й степени, а в 1846 - 1-й. Преподавал в Академии художеств, учиться у Брюллова считалось за честь, был заинтересован в успехе каждого ученика.
Здоровье у Брюллова ухудшалось, и в 1849 г. он отправился на лечение за границу. Побывал в Германии, Англии, Испании.
Умер в Италии от сердечного приступа, похоронен на римском кладбище.
- Литература:
- Государственный Русский музей. Ленинград. – М.: Изобразительное искусство, 1987.- 106 с.: ил.
- Государственная Третьяковская галерея. Вып.5. « Домашний музей ». – М.: Изобразительное искусство, 1974.- реп.
- Дозорцева, Ж. Звучащая полотна великого русского художника К.Брюллова (1799 – 1852 ) / Ж. Дозорцева // Наука и жизнь. – 2008.- № 11.- С.114.
- Кулаков, К. Карл Великий / К. Кулаков // Наше Наследие.- 2000.- № 53.- С.105.
- Соболева, Н. Новгородский государственный объединенный музей- заповедник / Н. Соболева // Крестьянка. – 2005. – № 11. – С. 31.
- Швидковский, Д. Академия «знатнейших художеств» / Д. Швидковский // Наше Наследие. -2007.- № 82.- С.10
< Назад