Новости \ Новости и события
Выставки абонемента художественной литературы в ноябре
Выставки абонемента художественной литературы в ноябре«Воплотил в краске дух Революции» - выставка, посвященная творчеству великого живописца, рисовальщика Петрова-Водкина Кузьмы Сергеевича (1878 -1939) пройдет с 3 по 10 ноября.
|
Истинное признание художнику принесла картина «Купание красного коня» (1912). В ней все смутные предчувствия искусства предыдущего десятилетия воплотились ярко и торжествующе.
Соединение открытых живописью ХХ века полнозвучных цветовых контрастов с идущими от иконописи духовным горением цвета и торжественностью линейного ритма композиции позволило создать созвучное эпохе универсальное символическое произведение.
Сюжет картины- обобщение художником различных иконных прообразов, среди которых прежде всего вспоминается огненный св. воин Георгий, торжествующий над миром чистотой своей веры и молитвой.
Событие совершается в центре земли, в центре Вселенной и, разрастаясь, заполняет собой всю пространственную «чашу». Небывалый красный конь воспринимается как художественная метафора духовной зари, нового расцвета, поднимающегося над миром. В глубине, в пейзаже, происходит подчинение круговому вращению, вечному возвращению на круги своя. Горящая плоскость фигуры коня противостоит этому движению и как бы отделяется от холодных красок пространства. Гордо занесенное копыто этого вещего коня, ведомого ангелоподобным юношей, разбивает сонную оцепенелость вод. Конь словно знаменует переход из ограниченности мира физического в мир духовный.
Дальнейшая судьба «Купания красного коня» особенно примечательна. Она подтверждает мысль о том, что настоящее произведение искусства обращено к вечности, а не стиснуто узкими рамками отражения современной жизни.
В 1914 г. картина экспонировалась на выставке в Швеции. Из-за начавшейся первой мировой войны она оказалась отрезанной от родины. Возвращение произошло лишь в 1950 г. вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина. От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. И это не просто факты биографии картины. После появления из небытия на выставке в 1965 г. она под прессом коммунистической идеологии была объявлена чуть ли не предвестником революции.
Обращаясь еще раз к древнему образу коня в русском искусстве, следует отметить, что наши предки верили, что солнце ездит на коне, а иногда даже принимает его облик, что если нарисовать солнце в виде красного коня, то оно охранит нас от несчастий и бед, поэтому и сочиняли русские люди сказки о Сивке-бурке и украшали крыши своих изб деревянными коньками. Не в этом ли внутренний смысл картины К. Петрова-Водкина?
- Литература:
- Лобанов-Ростовский Н. Русский антикварный рынок на рубеже ХХ-ХХI веков / Н.Д. Лобанов-Ростовский // Наше наследие. – 2002. - № 62. – С. 77-92.
- Новик Д. Рисунок. ХХ век. / Д. Новик // Искусство. – 2008. - № 5. – С.22-25.
- Пашкова Л., Водонос Е. Первый губернский музей в России / Л. Пашкова, Е. Водонос //Крестьянка. – 2004.- № 4. - С.50.
- Энциклопедия русской живописи / под ред. Т.В. Калашниковой. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
28 ноября - 130 лет со дня рождения Блока Александра Александровича (1880 – 1921) - поэта, драматурга, публициста, переводчика. Выставка пройдет с 15 ноября по 3 декабря. |
Их тайный жар тебе поможет жить.
В 1904 вышел в свет его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" - яркий образец тонкой лирики и символизма. В 1905-1906 Блок был захвачен революционными событиями в Петербурге, чувствуя катастрофу, которая ему казалась спасительной. В 1908 Блок предсказывал, что, "бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель". И все же Блок полагал, что от народа интеллигенция должна все стерпеть, расплачиваясь за грехи отцов. Этот жертвенный порыв отразился в поэме "Двенадцать".
После Февральской революции 1917 в Петрограде сотрудничал в издательстве "Всемирная литература"; был одним из директоров Большого театра; служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. На их основе Блок создал заметки "Последние дни императорской власти".
Разочарование в революции и переживания за судьбу Отечества вызвали глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть Блока. Вместе с ним ушел и трагично-прекрасный «серебряный век » русской поэзии.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912
- Литература:
- Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. - М. : Художественная литература, 1980. – 552 с. - (Серия литературных мемуаров).
- Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. - М. : Художественная литература, 1980. – 527 с. - (Серия литературных мемуаров).
- Блок А. Быть светлым меня научи : избранная лирика, 1898 – 1921 г.г. – Магадан: Книжное издательство, 1980. – 270 с.: ил.
- Блок А.А. Лирика. – М. : Правда, 1985. - 416 с.
- Блок А. Лирика. Театр. - М.: Правда, 1981. – 544 с. : ил.
- Блок А. Стихотворения и поэмы. – Петрозаводск : Карелия, 1976. – 232 с.
- Блок А. Стихотворения и поэмы. - М. : Сов. Россия, 1979. – 144 с. : ил.
- В огне и холоде тревог… : избранное. – М. : Детская литература, 1980. – 431 с. : фотоил. - (Школьная б-ка).
- Русские поэты ХХ века. Собрание биографий: справочно-биографическое издание. – Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001.- 432 с.
< Назад