Новости \ Выставки
Выставки абонемента художественной литературы в декабре
Выставки абонемента художественной литературы в декабреВ.В.Кандинский – основоположник абстрактного искусства. Выставка пройдет с 13 по 27 декабря. |
Происходил из семьи нерчинских купцов, потомков сибирских каторжан. В 1871 -1885 гг. жил с родителями в Одессе, где еще в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. С 1885 учился в Московском университете, мечтая о юридическом поприще. В 1896 году в возрасте тридцати лет Кандинский бросил карьеру юриста и уехал из Москвы в Мюнхен учиться искусству. Там Кандинский стал активным участником местной художественной сцены, организатором (совместно с Ф. Марком) объединения «Синий всадник» (1911) – главного оплота раннего немецкого экспрессионизма, и одним из пионеров абстрактного искусства. Художник так и проработал всю жизнь в Европе, за исключением периода с 1914 по 1921 год.
После революции Кандинский искренне пытался ужиться с новой властью. Но, несмотря на активную общественную деятельность, к началу 1920-х годов бесплодность попыток «влиться» в новое общество стала очевидной. Абстрактное искусство было объявлено упадочническим, а сам художник получил ярлык «приспешника буржуазии». Кандинский уехал из России, чтобы в 1920 – 1930-е годы стать единственным (наряду с Марком Шагалом) всемирно знаменитым художником российского происхождения. Правда, в 1960-е годы, уже после смерти Кандинского, его творчество оказалось в тени супрематизма Малевича, получившего тогда мировую известность.
Значение творчества Кандинского выходит за рамки открытия абстрактной «манеры»: он, наряду с Малевичем, является создателем основ современного искусства. Его книга «О духовном в искусстве» (1911) – без преувеличения самая влиятельная художественная теория столетия. Между средствами искусства и их воздействием художником устанавливается «планомерная» связь: «Цвет – это клавиш, - писал Кандинский, - глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». В искусстве авангарда художник приобретает неограниченную власть над зрителем, и Кандинский первым взял эту власть.
Кандинский был одним из немногих русских художников начала ХХ века, кто пренебрег эффектным кубистическим приемом. С 1909 года он делит свои работы на «импрессии» (выражение впечатлений от природы), «импровизации» (выражение впечатлений он «внутренней природы») и «композиции» (пик сознательных творческих амбиций). Картины Кандинского вплоть до 1920-х годов сохраняют намеки на изображения даже в самых радикальных работах. Кандинскому всегда хотелось «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Того же «вращения» художник требует и от зрителя.
После прихода Гитлера к власти Кандинский почувствовал себя в Германии крайне неуютно. Нацисты, подобно большевикам, объявили абстракционизм упадочническим искусством. Работы Кандинского были включены в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Из соображений личной безопасности художник перебрался во Францию, поселившись в пригороде Парижа (Нейи-сюр-Сен). Кандинский продолжал работать практически до самой смерти, оставаясь адептом абстракционизма, который, как считал художник, не выдумка изощренного ума, а естественный и закономерный результат эволюции искусства.
Литература:
- Гройс Б. Рефлексия миметической картины. /Б. Гройс // Искусство. – 2008. - № 6. – С.60-65.
- Гутов Д. Деградация формы. /Гутов Д. // Искусство. – 2008. - № 4. – С.42-47. Дмитриева М. Художник мироздания / М.Дмитриева // Наше наследие. – 1990. - № 3. – С. 120-133.
- Кондратенко Т.М., Солодовников Ю.А. Портрет в лицах и судьбах /Т.М. Кондратенко, Ю.А. Солодовников //Крестьянка. – 2001.- № 5. - С.48-50.
- Соколов Б. Поэзия Мурнау / Б. Соколов // Наше наследие. – 2001. - № 56. – С. 128-136.
- Шакина А. Неизвестная акварель Василия Кандинского / А.Шакина // Наше наследие. – 2001. - № 56. – С. 137.
- Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
< Назад