processing...

Новости \ Новости и события

Выставка «Колумб Замоскворечья»

Уважаемые читатели! Приглашаем вас на выставку «Колумб Замоскворечья», посвященную 195 – летию со дня рождения русского драматурга А. Н. Островского. Выставка будет проходить с 11 по 25 апреля.

Александр Николаевич Островский — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве, на Малой Ордынке, в семье чиновника-юриста. Детство и юность провел в Замоскворечье.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 г. Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 г.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 г.). Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию в журнале «Москвитянин»: «Свои люди – сочтёмся!» Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции.

В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Район, в котором родился и долгое время проживал Островский, был населен купцами, они же были персонажами его пьес. Островский первым в русской литературе рассказал об этих людях и об этом районе, поэтому его называли «Колумбом Замоскворечья». Как отмечал известный критик Н. А. Добролюбов, в пьесах Островского «нет ни злодеев, ни извергов, а все люди очень обыкновенные» и их дурные поступки «вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств».

Драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 г. почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 гг. драматург сближается с революционерами- демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 г. по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова — многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения. Часть отчётов позднее было опубликовано, но большинство не известно широкой публике и в наше время.

В 1859 г. вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

С 1865-1866 гг. (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным — в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем, которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, П. М. Садовский, М. Н. Ермолова, Л. Н. Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.

В 1873 г. Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург, и композитор будут гордиться всю жизнь.

С 1883 г. Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича — пьеса «Без вины виноватые» : классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч. античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается. 2(14) июня 1886 г. в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Литература:
  • Островский, Александр Николаевич. — [ Электронный ресурс]. — Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Островский,_Александр_Николаевич — Заглавие с экрана. (Дата обращения 16.03.2018)
  • Островский Александр Николаевич. — [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lit-classic.ru/biography.php?author=10 — Заглавие с экрана. (Дата обращения 16.03.2018)
  • Биография Александра Островского. — [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://the-biografii.ru/pisateli/35-biografiya-aleksandra-ostrovskogo.html — Заглавие с экрана. (Дата обращения 16.03.2018)
  • Лобанов М. П. Островский/ М. П. Лобанов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия,1989. — 399с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Луч света в темном царстве («Гроза». Драма в пяти действиях А. Н. Островского.) / Добролюбов Н. А. Статьи. Стихотворения/ А. Н. Добролюбов. — М.: Московский рабочий,1972. — С.279 -359.
  • Островский Александр Николаевич (1823-1886)//К. Стародуб. Литературная Москва: историко-краеведческая энциклопедия для школьников. — М.:Просвещение,1997. — С.151-155.
  • Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т. Т.1-Т.12. / А. Н. Островский ; под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. — М. : Искусство, 1973.
  • Островский А. Н. Сочинения. В 3-х т. Т.1-Т.3.) / А. Н. Островский. — М.: Художественная литература, 1987.
  • Островский А.Н. Горькое слово истины: сборник / А. Н. Островский. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 320 с., ил. — (Тебе в дорогу романтик).
  • Островский А.Н. Гроза. Волки и Овцы. Бесприданница: пьесы / А. Н. Островский. — М.: Детская литература, 1972. — 272 с. — (Школьная библиотека).
  • Островский А.Н. Пьесы / А. Н. Островский. — М.: Художественная литература, — 1983. — 382 с. — (Классики и современники. Русская классическая литература).
  • Островский, А.Н. Пьесы / А. Н. Островский. М.: Слово, 1999. — 600с. — (Пушкинская библиотека).
  • Раскол в «Темном царстве» /В.В. Воровский. Литературная критика.— М.: Худож. лит.,1971. — С.72-90.
  • Ревякин А.И. Драматургия А. Н. Островского / А.И. Ревякин. — М.:Знание,1973. — 64с.
  • Темное царство (Сочинения А. Островского)//Добролюбов Н. А. Статьи. Стихотворения/ А. Н. Добролюбов. — М.: Московский рабочий,1972. — С.88-231.




< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

шине´ль [не]

деклара´ция [де]

деклама´ция [де]

дека´да [де]

Персоналии

Тишутина Ольга Игоревна
доктор экономических наук (с 2009 г.), доцент (с 2003 г.), профессор кафедры «Финансы» ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия эконо...

далее

Цитата в подарок

«Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно».

Демокрит