processing...

Новости \ Новости и события

Выставка, посвященная итальянскому живописцу позднего Возрождения Якопо Тинторетто

Уважаемые читатели! Приглашаем вас на выставку из цикла «В мире прекрасного» о жизни и творчестве итальянского живописца позднего Возрождения Якопо Тинторетто (1518 – 1594 гг.), которая будет проходить с 26 сентября по 10 октября.

Якопо Робу́сти, более известный как Тинторетто – живописец венецианской школы позднего Ренессанса.

Художник родился в Венеции, по разным источникам (между концом сентября и началом октября 1518 – согласно 'Documentazione sull’uomo e l’artista) – в 1519 либо 1518 году. Своё прозвище Тинторетто («маленький красильщик») он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана рисовать Тинторетто не перестал, однако не благоговел перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.

Но влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого – живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной лёгкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.

Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:
  • «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств).
  • «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность.
  • В полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в Галереи академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Санта-Мариа делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же).
  • Многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в Старой Пинакотеке, в Мюнхене), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.).
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие, или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, или Рай», «Венеция-богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо да Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика А. Везалия (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь Мариетта Робусти (1560 – 1590), получившая образование под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с отцом. Брат художницы, Доменико Робусти (1562 – 1637), подобно сестре ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

В честь Тинторетто назван кратер на Меркурии.

Литература:
  • Тинторетто. — [ Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тинторетто — Заглавие с экрана. (Дата обращения 31.08.18)
  • Тинторетто Якопо. Картины и биография. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://smallbay.ru/tintoretto.html — Заглавие с экрана. (Дата обращения 31.08.18)
  • Якопо Тинторетто, картины. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://art-assorty.ru/6217-yakopo-tintoretto.html — Заглавие с экрана. (Дата обращения 31.08.18)
  • Тинторетто (Якопо Робусти). Рождение Иоанна Крестителя// Государственный Эрмитаж. — М.: Изобразительное искусство,1999. — С.16.
  • Тинторетто //Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1.Позднее Возрождение. — 2 – е изд., испр. — М.:Аванта+,2005. — С.473 – 475.
  • Шедевры живописи Государственного Эрмитажа. — М.: Искусство, 1972. — 16 ил.




< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

лазер [зэ]

че´рпать

бряца´ть

фено´мен

Персоналии

Зикунова Ирина Валериевна
доктор экономических наук, доцент, и.о. ректора ХГУЭП. Ирина Валериевна родилась 3 октября 1971 года в Приморском крае...

далее

Цитата в подарок

«Имейте в виду, что никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими».

Жан Жак Руссо