Новости \ Новости и события
Выставка «В мире прекрасного. Поль Сезанн: размышления с кистью в руках»
Поль Сезанн (1839–1906) – французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.
Родился 19 января 1839 г. в городе Экс-ан-Прованс в семье удачливого коммерсанта, занимавшегося ростовщичеством. По окончании средней школы учился в коллеже Бурбон в родном городе. Здесь он близко сошёлся с Э. Золя, дружеские отношения с которым будут продолжаться в течение почти всей жизни.
В 1858 г. по настоянию отца Сезанн поступил в юридическую школу при местном университете и одновременно занимался в Муниципальной школе рисования. В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. После смерти отца (1886 г.) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника.
Творческий путь Сезанна принято условно делить на несколько периодов, каждый из которых отличается своими особенностями.
Для романтического периода (1860–1872 гг.) характерно внимание к проявлениям человеческих страстей; при этом герои изображаются, словно в нереальном мире, с акцентом на мрачные тона («В комнатах», 1860 г.; «Девушка у пианино», «Увертюра к „Тангейзеру”», 1867 – 1869 гг.).
В импрессионистический период (1872–1879 гг.) образы, создаваемые Сезанном, приближаются к реальной жизни, с более тонкими и светлыми цветами. Основными жанрами становятся пейзаж и натюрморт («Дорога в Понтуазе», 1876 г.; «Букет цветов в вазе», 1873 – 1875 гг.).
Расцвет таланта художника приходится на так называемый конструктивный период (1879 –1888 гг.). В его полотнах появляется строгая композиция, строящаяся на основе массивных форм («Фрукты», 1879 –1882 гг.; «Пьеро и Арлекин», 1888 г.).
В синтетический период (1888 –1899 гг.) происходит формирование единого образа человека и природы, сочетающего изменчивость и статичность («Большая сосна близ Экса», 1890 г.; «Купальщики», 1890 –1892 гг.; «Натюрморт с драпировкой», 1898 –1899 гг.).
Начало XX в. отмечено переходом к «спонтанной» живописи, для которой характерно отсутствие заранее запланированной композиции в картине; она создаётся как бы сама по себе в процессе работы («Гора Святой Виктории», 1900 г.; «Голубой пейзаж», 1900-е гг.).
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность – с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.
Главное при восприятии картин Сезанна – не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.
Литература:
- Биография Поля Сезанна. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://obrazovaka.ru/alpha/c/sezann-pol-cezanne-paul. –Заглавие с экрана. (Дата обращения 15.02.2019).
- Краткая биография Поля Сезанна. – [ Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-polya-sezana. –Заглавие с экрана. (Дата обращения 15.02.2019).
- Сезанн, Поль. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сезанн,_Поль – Заглавие с экрана. (Дата обращения 15.02.2019).
- Поль Сезанн. Автопортрет в каскетке (подгрудный); Берега Марны. //Государственный Эрмитаж. – Изобразительное искусство,1999. – Ил. 101-102.
- Поль Сезанн. Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). // М.: Изобразительное искусство,1989. – Репр.11.
- Поль Сезанн. Персики и груша. // Художественные сокровища музеев Москвы. – М.: Советский художник,1979. – С.200.
- Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин//Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Картинная галерея. – М.: Изобразительное искусство,1976. – Репр.13.
- Постимпрессионизм// Энциклопедия для детей. Т.2. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство ХХV11-ХХ веков./Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.:Аванта+,1999. – С.337-341.
- Пьеро и Арлекин П. Сезанна//Этюды об изобразительном искусстве: книга для учащихся/Сост. Н. И. Платонова, В.Ф. Тарасов. – М.:Просвещение,1993. – С.125-127.
- Чегодаев А.Д. Импрессионисты / А. Д. Чегодаев. – М.: Искусство, 1971. – 156 с.: ил.
< Назад