Новости \ Новости и события
Выставка «Читаем классику. Испанская литература»
Испанская литература берет свое начало в XII веке, когда зародился и окончательно оформился испанский язык. До этого народы, которые жили на территории современной Испании, писали и общались исключительно на латыни.
Всю историю этой литературы можно условно разделить на четыре периода. Это период зарождения, период расцвета, период упадка и подражания и период возрождения.
К периоду зарождения испанской литературы относится одно из самых древних дошедших до нас произведений испанцев под названием "Песнь о моем Сиде". В нем неизвестный автор воспевает национального героя по имени Родриго Диас де Вивар, который многим известен под арабским прозвищем Сид.
Период расцвета испанской литературы прочно ассоциируется с Хуаном Босканом, Гаспаром Поло, Алонсо Пересом, Диего Уртадо де Мендосом и конечно, с неподражаемым драматургом Лопе де Вега. До него драматурги в Испании были, но национальной испанской драмы еще не существовало. Именно де Вега удалось создать классический испанский театр, стать ярким выразителем чувств и пожеланий своего народа. К тому же он был невероятно плодовитым, написав более двух тысяч пьес, около 20 томов лирических стихотворений, а также немало поэм. Лопе де Вега оказал значительное влияние на следующее поколение писателей, причем не только испанских, но и итальянских, и французских драматургов.
Творчество автора приходится на период золотого века испанской литературы.
Испанская литература 17 века для многих ассоциируется с именем Кальдерона. Он был не только поэтом, но и успешным воином и священником. Популярен не менее чем Лопе де Вега. Высокий уровень своего мастерства он демонстрировал в построении фабулы, а также в различных сценических эффектах, которые активно применял в своих произведениях.
Изучение испанской литературы для начинающих знатоков словесности нужно обязательно начинать со знаменитого романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Это одно из самых значимых литературных произведений в мировой истории. Первая часть этого романа вышла в 1605 году.
Изначально произведение было задумано как пародия на рыцарские романы. В результате оно стало настолько популярным, что было переведено на все европейские языки. Сервантес также известен как автор многочисленных новелл, в которых изображена абсолютная правда жизни, проникнутая национальным изящным духом. В своих рассказах он максимально реалистично изображает эпоху, поражая читателя богатым и ярким языком. Это яркий образец испанской классической литературы.
В истории испанской литературы был период упадка и подражания. Он совпадает с эпохой испанского барокко, начавшегося в конце XVI столетия. Именно тогда возникла школа гонгризма, названная так по имени ее главного и самого яркого представителя Луиса Гонгора. У него было много учеников и подражателей, среди которых можно отметить Вилламеда, который, как и остальные, главной целью ставил перед собой максимально повторить стиль учителя.
В XIX веке происходит расцвет и возрождение испанской литературы. В это время господствовавший псевдоклассицизм вытесняется романтизмом. Одним из самых выдающихся представителей этой эпохи является Хосе Мариано де Ларра, который творил под псевдонимом Фигаро. У него был невероятно яркий сатирический талант, который сочетался с природной изобретательностью и пытливым умом.
Среди представителей реализма выделяется прозаик Хуан Валера. В испанской литературе Валера дебютировал сборником проникновенных лирических стихотворений, затем писал речи и критические статьи, в которых изображал нынешнее положение национальной литературы.
Если говорить о беллетристах в испанской литературе этого периода, то тут очевидное первенство у Бенито Переса Гальдоса, романы которого отличались свежим взглядом на обычные вещи, реалистичными и необычайно живыми картинами, иллюстрировавшими современную испанскую жизнь.
Испанская литература ХХ века играет большую роль в общественной жизни. В самом начале столетия ее основу составляют представители "Поколения 98 года". Так себя называет группа испанских писателей, которые переживают острый кризис из-за окончательного краха империи в 1898 году. Большинству из них к началу XX века от 35 до 45 лет. Одним из крупнейших представителей этого направления считается Висенте Бласко Ибаньес. Это знаменитый социальный романист, который в своем творчестве воплощал идеи демократической критики окружающей действительности.
Настоящей классикой испанской литературы в XX веке становится творчество поэта Федерико Гарсии Лорки. Его называют ключевой фигурой "поколения 27 года", в число которых входили испанские писатели и поэты, которые считали себя последователями испанского поэта эпохи барокко Луиса де Гонгоры. Творчество Лорки многие называют настоящим прорывом в испанской литературе. Поэт и драматург много работает в театре, создавая свои знаменитые пьесы "Дом Бернарды Альбы", "Кровавые свадьбы" и "Йерма». Адаптированная литература на испанском языке в России долгое время изучалась именно по произведениям Лорки.
Еще один яркий представитель литературы XX века – писатель и философ Хосе Ортега-и-Гассет. Популярность к нему пришла в 1914 году, когда он выпустил свое первое произведение под названием "Размышления о Дон Кихоте". В своих философских лекциях придерживался позиции молодых интеллектуалов своего времени, некоторые исследователи считают, что именно его творчество сыграло особую роль в падении монархии. Ортега сыграл большую роль в становлении испанской философской школы, занимаясь преподавательской деятельностью. Например, основу книги "Что такое философия" составили его лекции, прочитанные в 1929 году в университете Мадрида.
В современной испанской литературе самое громкое и известное имя – Артуро Перес-Реверте. Это наш современник, которому 68 лет. С начала 70-х годов он работал военным корреспондентом, освещая конфликты в горячих точках по всему миру. Свой первый роман под названием "Гусар" он посвятил временам Наполеоновских войн. Настоящий успех к нему пришел в 1990 году, когда свет увидел роман "Фламандская доска".
В 1993 году Перес-Реверте пишет еще одно свое знаменитое произведение – это роман "Клуб Дюма, или Тень Ришелье". События в нем не менее увлекательны. Действие разворачивается в мире книг. Все герои – это букинисты, библиофилы, переплетчики либо просто страстные любители и фанаты книг. Роман также был экранизирован. В роли режиссера выступил легендарный Роман Полански, а главные роли исполнили Джонни Депп, Лена Олин и Эммануаэль Сенье.
На выставке представлены произведения наиболее крупных и известных классиков испанской литературы, которыми располагает наша библиотека.
Литература:
- Испанская литература. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанская_литература – Заглавие с экрана. (Дата обращения 10.09.2019.).
- Испанская литература: лучшие произведения и писатели. – [ Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://fb.ru/article/381047/ispanskaya-literatura-luchshie-proizvedeniya-i-pisateliэ – Заглавие с экрана. (Дата обращения 10.09.2019.).
- Испанские писатели классики. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://22oa.ru/ispanskaya-literatura/ –Заглавие с экрана. (Дата обращения 10.09.2019.).
- Альберти Р. Избранное / Р. Альберти. - Пер. с испанского. - М. : Худож. лит., 1977. - 557с.
- Афанасьев, А. Дон Кихот: неотвратимая сила добра (Дорогами Сервантеса и Дон Кихота - современная Испания. Ла-Манчи) / А. Афанасьев// Вокруг света. – 2009. – № 7. – С. 62-82.
- Багно. В. «Дорогами Дон Кихота»: Судьба романа «Сервантеса»/ В. Багно. – М.:Книга,1988. – 448с.
- Вега Л. Апполон в венке лавровом. В дни, когда и дуб могучий. Поет, тоскуя, Фабьо/Лопе де Вега// Библиотека Всемирной литературы. Сер. 1.Т.10. – М.: Худож. лит.,1976. – С.555-568.
- Гальдос Б. П. 19 марта и 2 мая. Байлен. Наполеон в Чамартине/ Б. П. Гальдос. – М.: Худож. лит.,1973. – 575с.
- Валера Х. Пепита Хименес /Х. Валера// Библиотека всемирной литературы. – М.: Худож. лит.,1976.Сер.2.Т.25. – С.93 -216.
- Гойтисоло Х. Избранное: сборник / Х. Гойтисоло. – М.: Радуга, 1988. – 416с. – (Мастера современной прозы).
- Гонгора Л. Об Абенсулеме. Испанец в Оране. Невольник Драгута/ Л. Гонгора – Библиотека Всемирной литературы. Сер. 1.Т.10. – М.: Худож. лит.1976. – С.547-554.
- Ибаньес В. Б. Кровь и песок./ В. Б. Ибаньес// Библиотека Всемирной литературы. Сер. 2. Т. 65. – М.: Худож. лит.1976. – С.385-639.
- Испанская новелла: 70-е годы / пер. с исп. – М.: Радуга, 1982. – 400 с. – С. 385-639.
- Испанские поэты XX века. Х.Р. Хименес, А. Мачадо, Ф.Г. Лорка, Р. Альберти, М. Эрмандес / пер. с испанского. – М.: Художественная литература, 1977. – 718 с. – (Библиотека Всемирной литературы.)
- Кальдерон Б. Жизнь есть сон/ Кальдерон де ла Барка//Зарубежная литература ХV11- ХМ111в.: Хрестоматия. Учебное пособие. – М.:Просвещение,1982. – С.54-95.
- Лорка Ф. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1: Стихи. Театр. Проза / Ф. Лорка;
- пер. с исп. – М.: Художественная литература, 1975. - 495 с.
- Лорка Ф. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2: Стихи. Театр. Проза / Ф. Лорка; пер. с исп. – М.: Художественная литература, 1975. – 415 с. – (Библиотека Всемирной литературы. Серия третья).
- Мачадо А. Избранное / А. Мачадо; пер. с исп. – М.: Художественная литература, 1975. – 352 с.
- Песнь о Сиде// Библиотека всемирной литературы. Сер. 1.Т.10. – М.: Худож. лит.,1976. – С.259-363.
- Плутовской роман. – М.: Художественная литература, 1975. - 560 с. – (Библиотека всемирной литературы. Сер. 1. Т. 40).
- Сервантес М. де. Назидательные новеллы / М. де Сервантес М. – М.: Художественная литература, 1982. – 319 с. – (Классики и современники).
- Умбраль, Ф. Авиньонские барышни: роман /перевод с исп. Ильинской Т. / Ф. Умбраль// Иностранная литература. – 2013. – № 12. – С. 3-128.
- Унамуно М. Туман. Авель Санчес. Валье-Инклан Д. Тиран Бандерас. Бароха П. Салакаин Отважный. Вечера в Буэн-Ретиро / М. Унамуно; пер. с исп. – М.: Художественная литература, 1973. – 847 с. – (Библиотека всемирной литературы. Т.141.).
- Унамуно М. Избранное в 2-х т. Т.1,Т.2/ М. Унамуно. – М.: Худож. лит.,1981. – 847с.
- Х. Ортега - и - Гассет. Что такое философия? / Х. Ортега - и Гассет. - М.: Наука, 1991. - 408 с.
< Назад