Новости \ Новости и события
Выставки абонемента художественной литературы в апреле
1 апреля - 200 лет со дня рождения первого русского классика-прозаика, комедиографа Гоголя Николая Васильевича (1809-1852 гг.) .
Николай Васильевич родился в селе Большие Сорочинцы ныне Полтавской области Украины в семье небогатых помещиков.
Детство его прошло в Васильевке, поместье родителей, которое находилось недалеко от имения богатого и знатного родственника Д. П. Трощинского (1754-1829гг.), секретарем которого был отец будущего писателя В. А.Гоголь-Яновский (1777-1825гг.). Здесь имелась большая библиотека, домашний театр, для которого отец Николая Гоголя писал комедии и сам играл в них роли. Родной край (Полтава, Миргород, Сорочинцы, Диканька) был связан с именами Кочубея, Мазепы и его возлюбленной Марии, овеян легендами и историческими преданиями. Мать Гоголя М. И. Косяровская (1791-1868гг.) уделяла большое внимание религиозному воспитанию сына, что сказалось на его будущем творчестве.
Гоголь рано начал сочинять стихи и комические сценки для домашнего театра, играл в нем. Известный поэт В.В. Капнист (1758-1823гг.), имение которого находилось недалеко от Васильевки, говорил: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя- христианина!»
В 1818-1819гг. Гоголь учился в Полтавском училище, в 1820-1821гг. брал частные уроки, а с 1821г. по 1828г. занимался во вновь открытой Нежинской гимназии высших наук. Окончив гимназию в декабре 1828г. Гоголь приехал в Петербург, чтобы осуществить свою мечту! Но столица неласково встретила будущего писателя. Испытывая денежные затруднения (в 1825 г. умер его отец), он долго не мог найти работу: попытка поступить на сцену актером оказалось безуспешной.
В 1829г. опубликовал под псевдонимом В.Алов идиллию « Ганц Кюхельгартен», которая успеха не имела В 1831г. состоялось его знакомство с А.С.Пушкиным (1799-1837гг.), сыгравшим важную роль в формировании личности Н. В.Гоголя как писателя. Литературную известность ему принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832гг.) В 1835г. вышли сборники «Арабески» и «Миргород»; в том же году В.Г.Белинский (1811-1848гг.) назвал его «… главою литературы, главою поэтов». Вершиной его творчества как драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836г. В июне 1836 г. уехал за границу, работал над главным своим созданием – романом-поэмой «Мертвые души». Вскоре вышли «Сочинения» в 4-х томах, где появилась повесть «Шинель»; вместе с « Мертвыми душами» она стала своеобразным манифестом критического направления в русской литературе. Последующее творчество писателя протекало все более тяжело и неровно.
В апреле 1848г., после поездки в Иерусалим к Гробу Господню, писатель окончательно возвратился в Россию. Здоровье Гоголя было подорвано. В 1850 и 1851 гг. он посетил Оптину пустынь, встречался со старцами. 19 февраля Гоголь исповедался и причастился, в ночь 23 на 24 сжег законченный второй том «Мертвых душ», а 4 марта - умер. Он был похоронен в Даниловском монастыре, в 1931г. его останки были перенесены на Новодевичьем кладбище.
Время выдвинуло Гоголя в число величайших художников всех времен и народов.
Литература:
1 апреля - 280 лет со дня рождения живописца, портретиста Аргунова Ивана Петровича (1729 – 1802 гг.)
Родился в семье крепостных, всю жизнь должен был много работать по хозяйству, выполнять различные обязанности. Крепостной графа П.Б.Шереметева, в нужде никогда не жил, но испытывал страдания от двойственности положения. С одной стороны – известный художник, с другой – крепостной человек. Был настолько известен, что к нему на обучение отправлялись А.П. Лосенко, К.И. Головачевский, И.С.Саблуков- будущие академики живописи. Сам учился, возможно, у двоюродного брата Федора Леонтьевича Аргунова и у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. В 1747 г. занимался совместно с Гротом написанием икон для церкви Большого Царскосельского дворца. В основном же писал парадные портреты, в которых использовал приемы искусства барокко (посмертные портреты Б.П. и А.П. Шереметевых). В 1750 г. художник написал парадный «Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского», в 1754-м - парный к нему «Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской». Его портреты отличает приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательное отношение к своим моделям.
В портретах супругов К.А. и Х.М. Хрипуновых (1757), людей, близких к семейству Шереметевых, он создает новый тип портрета, портрета камерного. 1760-е гг. – время расцвета творчества Аргунова. В 1770-1780-х гг. он пишет мало, но именно в это время появляется «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). На нем изображена женщина в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии.
С 1788 г. Аргунов практически не работает как художник, так как назначен управителем московского дома Шереметевых. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца- театра - в Останкино.
Литература:
Николай Васильевич родился в селе Большие Сорочинцы ныне Полтавской области Украины в семье небогатых помещиков.
Детство его прошло в Васильевке, поместье родителей, которое находилось недалеко от имения богатого и знатного родственника Д. П. Трощинского (1754-1829гг.), секретарем которого был отец будущего писателя В. А.Гоголь-Яновский (1777-1825гг.). Здесь имелась большая библиотека, домашний театр, для которого отец Николая Гоголя писал комедии и сам играл в них роли. Родной край (Полтава, Миргород, Сорочинцы, Диканька) был связан с именами Кочубея, Мазепы и его возлюбленной Марии, овеян легендами и историческими преданиями. Мать Гоголя М. И. Косяровская (1791-1868гг.) уделяла большое внимание религиозному воспитанию сына, что сказалось на его будущем творчестве.
Гоголь рано начал сочинять стихи и комические сценки для домашнего театра, играл в нем. Известный поэт В.В. Капнист (1758-1823гг.), имение которого находилось недалеко от Васильевки, говорил: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя- христианина!»
В 1818-1819гг. Гоголь учился в Полтавском училище, в 1820-1821гг. брал частные уроки, а с 1821г. по 1828г. занимался во вновь открытой Нежинской гимназии высших наук. Окончив гимназию в декабре 1828г. Гоголь приехал в Петербург, чтобы осуществить свою мечту! Но столица неласково встретила будущего писателя. Испытывая денежные затруднения (в 1825 г. умер его отец), он долго не мог найти работу: попытка поступить на сцену актером оказалось безуспешной.
В 1829г. опубликовал под псевдонимом В.Алов идиллию « Ганц Кюхельгартен», которая успеха не имела В 1831г. состоялось его знакомство с А.С.Пушкиным (1799-1837гг.), сыгравшим важную роль в формировании личности Н. В.Гоголя как писателя. Литературную известность ему принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832гг.) В 1835г. вышли сборники «Арабески» и «Миргород»; в том же году В.Г.Белинский (1811-1848гг.) назвал его «… главою литературы, главою поэтов». Вершиной его творчества как драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836г. В июне 1836 г. уехал за границу, работал над главным своим созданием – романом-поэмой «Мертвые души». Вскоре вышли «Сочинения» в 4-х томах, где появилась повесть «Шинель»; вместе с « Мертвыми душами» она стала своеобразным манифестом критического направления в русской литературе. Последующее творчество писателя протекало все более тяжело и неровно.
В апреле 1848г., после поездки в Иерусалим к Гробу Господню, писатель окончательно возвратился в Россию. Здоровье Гоголя было подорвано. В 1850 и 1851 гг. он посетил Оптину пустынь, встречался со старцами. 19 февраля Гоголь исповедался и причастился, в ночь 23 на 24 сжег законченный второй том «Мертвых душ», а 4 марта - умер. Он был похоронен в Даниловском монастыре, в 1931г. его останки были перенесены на Новодевичьем кладбище.
Время выдвинуло Гоголя в число величайших художников всех времен и народов.
Литература:
- Антонов, С.П. От первого лица. Рассказы о писателях, книгах и словах.- М.: Советский писатель, 1973.- 368 с.
- Белинский, В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.- М.:Просвещение, 1983.-272 с.: портр.
- Белинский, В.Г. Статьи о классиках. - М.: Художественная литература, 1978.- 525 с.
- Вересаев, В.В. Сочинения в 4-х т. Т.3.: Пушкин в жизни Гоголя. - М.: Правда, 1990.-559 с.
- Гус, М. Живая Россия и «Мертвые души».- М.: Просвещение, 1981.- 132 с.
- Знаменательные даты. 2009 год: календарь.- М.: Либерея- Бибинформ, 2008.- 752 с.: ил.
1 апреля - 280 лет со дня рождения живописца, портретиста Аргунова Ивана Петровича (1729 – 1802 гг.)
Родился в семье крепостных, всю жизнь должен был много работать по хозяйству, выполнять различные обязанности. Крепостной графа П.Б.Шереметева, в нужде никогда не жил, но испытывал страдания от двойственности положения. С одной стороны – известный художник, с другой – крепостной человек. Был настолько известен, что к нему на обучение отправлялись А.П. Лосенко, К.И. Головачевский, И.С.Саблуков- будущие академики живописи. Сам учился, возможно, у двоюродного брата Федора Леонтьевича Аргунова и у Г.-Х. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. В 1747 г. занимался совместно с Гротом написанием икон для церкви Большого Царскосельского дворца. В основном же писал парадные портреты, в которых использовал приемы искусства барокко (посмертные портреты Б.П. и А.П. Шереметевых). В 1750 г. художник написал парадный «Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского», в 1754-м - парный к нему «Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской». Его портреты отличает приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательное отношение к своим моделям.
В портретах супругов К.А. и Х.М. Хрипуновых (1757), людей, близких к семейству Шереметевых, он создает новый тип портрета, портрета камерного. 1760-е гг. – время расцвета творчества Аргунова. В 1770-1780-х гг. он пишет мало, но именно в это время появляется «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784). На нем изображена женщина в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии.
С 1788 г. Аргунов практически не работает как художник, так как назначен управителем московского дома Шереметевых. Принимает участие в строительстве знаменитого дворца- театра - в Останкино.
Литература:
- Знаменательные даты. 2009 год: календарь.- М.: Либерея- Бибинформ, 2008.- 752 с.: ил.
- Малая история искусств: искусство 18 века. - М.: Искусство, 1977.- 375 с.: ил.
- Русские художники: энциклопедический словарь. - СПб.: Азбука, 2009.- 864 с.: ил.
- Энциклопедия русской живописи / под ред. Т.В. Калашниковой.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 351 с.: ил.
< Назад