processing...

Новости \ Новости и события

Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) М.А. Врубель выделялся выдающейся многогранностью дарования. Он знаменит как виртуоз монументальных росписей, картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. В какой бы сфере ни работал художник, он создавал первоклассные творения. Жизнь и творчество Михаила Врубеля стали легендой еще при жизни. Необычная фантастика его произведений, пронзённых то щемящей грустью, то мрачным величием, то редким трагизмом, давала повод к рождению множества слухов и домыслов, какими невольно обрастает жизнь всякого выдающегося человека. Ведь миры, порожденные творческой фантазией художника, стали откровением эпохи, смысл духовного наследия которой выходит далеко за ее временные рамки. Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, представитель романтического направления русского модерна, М.А. Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске.
Его художественные способности проявились очень рано. Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе.
В 1879 году Врубель с золотой медалью окончил университет, но юристом так и не стал. К этому времени будущий художник уже твердо решил отдать себя искусству. В 1880 году поступил в Академию художеств, где занимался в классе известного педагога Павла Чистякова. В Академии Врубель работал много и серьезно Став учеником Чистякова, Врубель так натренировал свой глаз, что различал "грани" не только в строении человеческого тела или головы, но и там, где она почти приметна, например, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Так картина "Натурщицы в обстановке Ренессанса" (1883) свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм и богатство оттенков цвета. В Академии Врубеля интересуют темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ).

С 1884 года в течение шести лет М. Врубель жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви; изучал византийскую иконопись, выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций.
В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона".

Центральным произведением, квинтэссенцией его творчества, стала трилогия "Демон" - сидящий, летящий и поверженный. В знаменитой картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Мощное прекрасное тело Демона словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. "Демон" Врубеля это соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска. Его окружает прекрасный, но холодный мир. В Москве в 1891 году Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг Саввы Мамонтова, прежде всего с В.А. Серовым, К.А. Коровиным, В.Д. Поленовым. Художник создает в своих работах особый фантастический мир, наполненный ирреальными существами. В 1890 году он показал своего "Демона сидящего", задуманного еще в Киеве. Эта картина стала символом наступающей эпохи - эпохи символизма и религиозного реформаторства.

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась. К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».



В 1899 году Врубель потерял отца, которого глубоко любил. В его поведении знакомые стали замечать странности: он вырастал в собственном мнении, ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников. В том же году Врубель пишет "Демона летящего" (1899, ГРМ). Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

После целой серии графических, скульптурных работ, посвященных Демону, художник начинает еще одно живописное полотно, страшное в своей обреченности, которому придает особое значение. Он называет его "Демон поверженный". Художник работал запоем, по 17 часов в день, иногда ночи напролет, работал напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминал, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.


"Демон поверженный" был скорбной вехой в биографии Врубеля. Картина ещё висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить в одну из московских психиатрических лечебниц. В марте 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В 1904 году он едет в Петербург, поближе к жене, работавшей в Мариинском театре. Начинается последний период творчества. Помрачение рассудка еще сменялось периодами ясности, он работал. Новый герой вытеснил прежнего Демона: в 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью. Он то карающий, готовый наказать пророка за бесцельно растраченный дар, то словно способный дать исцеление. Под кистью Врубеля еще появятся несколько прекрасных вещей, но все они будут написаны как бы на пути в мир иной. И портрет маленького сына, и кладбищенские сцены из "Ромео и Джульетты", и "Шестикрылый Серафим" явились Врубелю уже теряющему разум.

Он умер в Петербурге 1 (14) апреля 1910 года в больнице для душевнобольных доктора Бари, умер от воспаления легких. Хоронили Врубеля на Новодевичьем кладбище. Вдохновенную речь на похоронах произнес А. Блок, назвав художника "вестником иных миров". А. Блок над могилой Врубеля сказал: "Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать.

Список литературы

1. Государственная Третьяковская галерея. The Tretyakov Gallery. - М. : Изобразительное искусство, 1997. - 144 с. : ил.
2. Государственный Русский музей. The Russian Museum. - М. : Изобразительное искусство, 2000. - 109 с. : ил.
3. Михаил Врубель: альбом. - М. : Изобразительное искусство, 1971. - 28 с. : ил.
4. Михаил Врубель: альбом. - М. : Изобразительное искусство, 1975. - 52 с. : ил.
5. Русские художники : энциклопедический словарь. - СПб. : Азбука, 2000. - 864 с. : ил.
6. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца Х1Х-начала ХХ века : учебное пособие / Д. В. Сарабьянов. - М. : МГУ, 1993. - 320 с.

< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

то´рты

водевиль [дэ]

катало´г

аэропо´рты

Персоналии

Гойденко Юрий Николаевич
доктор экономических наук (с 2007 г.), доцент (с 2007 г.), профессор кафедры банковского дела ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академи...

далее

Цитата в подарок

«Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится».

Демокрит