processing...

Новости \ Новости и события

Выставки абонемента художественной литературы в сентябре

Искусство как важнейшая часть культуры

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. К Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу, объединяемых потому, что они являются специфически – художественно-образными – формами воспроизведения действительности.
Определение отличительных признаков Искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры.
В изучении природы Искусства наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с некоторых других сторон к раскрытию сущности Искусства, в частности:
а) выявить те качества и функции Искусства, которые необходимы и достаточны для описания его внутренней структуры;
б) показать, что соединение этих качеств и функций – не просто их «сумма», а органически-целостное единство, эффект художественности;
в) раскрыть способность структуры Искусства модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры Искусства, а с другой – различные исторические типы Искусства ( творческие методы, стили, течения, школы).
Искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Искусство, как важнейшая часть культуры, проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно растут по мере развития эстетического сознания человека.


    Литература:
  • Алленов, М. М., Евангулова, О. С., Лившиц, Л. И. Русское искусство 19 - начала 20 в. Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика / М. М. Алленов, О. С. Евангулова, Л. И. Лившиц. – М. : Искусство, 1989. – 312 с.: ил.
  • Герасимов, С. Об искусстве: сборник статей / С. Герасимов. – М.: Молодая гвардия, 1973. – 160 с.: ил.
  • Даниэль, С.М. Искусство видеть / С. М. Даниэль. - Л. : Искусство, 1990. - 224 с.: ил.
  • Еремеев, А.Ф. Происхождение искусства / А. Ф. Еремеев - М. : Молодая гвардия, 1970. - 272 с. : ил.
  • Ильина, Т. В. История искусств. Русское и советское искусство / Т. В. Ильина. – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.: ил.
  • Краснобаев, Б. И. Очерки истории русской культуры 18 века / Б. И. Краснобаев – М.: Просвещение, 1987.- 320 с. : ил.
  • Кирьянова, Н. В. История мировой литературы и искусство / Н. В. Кирьянова – М.: Флинта, 2006.-268 с.: ил.
  • Соколова, М. В. Мировая культура и искусство: учебное пособие / М. В. Соколова – М. : Академия, 2006. - 412 с. : ил.


4 сентября – 134 года со дня рождения известного графика и живописца, народного художника РСФСР Лансере Евгения Евгеньевича (1875-1946).

Благодаря семейной традиции (отец-скульптор Е.А. Лансере, дядя- А.М. Бенуа) интерес к искусству был предопределен. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892-1895) и в частных академиях в Париже ( 1895-1898 гг.) Преподавал (1922-1938) в тбилисской Академии художеств, МАРХИ, ленинградской Академии художеств. Входил в объединение «Мир искусства». В 1900-1910-е годы Лансере, испытывая влияние А.Н.Бенуа и К.А.Сомова, выступал главным образом как иллюстратор и оформитель журналов и книг (оформление журнала «Мир искусств», книги Бенуа « Царское Село …», 1910, и др.); в 1905-1908 гг. создавал политически острые рисунки для революционных журналов «Жупел», «Адская почта» и др.

Станковая графика Лансере в этот период отличается жизненной убедительностью, предметной конкретностью передачи исторической эпохи и одновременно и одновременно романтически окрашенным отношением к прошлому России (« Корабли времен Петра Первого», 1911, ГТГ), Эти же качества доминируют и в иллюстрациях к повестям Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» ( 1912-1941 ) и «Казаки» (1917-1937), выполненных в четкой графической, а иногда в смягченной живописной манере и в исторических произведениях Лансере, созданных в советское время (серия «Трофеи русского оружия», 1942). В советское время работал также в области монументальной и театрально- декоративной живописи, промышленной графики.

    Литература:
  • Врангель, Н. Н. История Императорской Академии художеств за 150 лет / Н.Н. Врангель // Наше Наследие. - 2004. - № 69. - С. 51 - 77.
  • Знаменательные даты. 2005 год. : календарь - Либерея-Бибинформ, 2004. - 435с.: ил.
  • Ильина, Т .В. История искусств. Русское и советское искусство : учебное пособие / Т. В. Ильина - М.: Высшая школа, 1989, 399 с.: ил.
  • Мир русской культуры: энциклопедический справочник. - М. : Вече, 2000. - 624 с. (Энциклопедии)
  • Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века: учебное пособие / Д.В. Сарабьянов. - М.: Издательство МГУ, 1993. - 320 с.
  • Энциклопедия русской живописи 14 - 20 веков / под ред. Т. В. Калашниковой. - М. : ОЛМА – ПРЕСС 2000. - 351 с .: ил.


9 сентября – 181 год со дня рождения великого писателя, драматурга, критика Льва Николаевича Толстого (1875-1946).

Родился Толстой Л.Н. в 1828 г. в Ясной Поляне Тульской губернии. С 1850 г. в Москве начинает свою писательскую деятельность.

Еще на Кавказе Толстой завершил работу над повестью «Детство» (1852), с которой он вошел в русскую литературу. Её продолжением стали « Отрочество» (1854) и «Юность»(1857). Проблемы возраста, поисков нравственного идеала прослеживаются в повестях: «Записки маркиза» (1856), «Утро помещика» (1856), « Люцерн» (1857), «Казаки» (1852-1863). Психология войны, вопросы совести и нравственной чистоты, храбрости и патриотизма в центре произведений « Набег» ( 1852), « Рубка леса» (1853-1855).

К публицистическим очеркам близки « Севастопольские рассказы» (1855). В 1863-1869 гг. Толстой работает над романом « Война и мир», где объединяет картины исторического и семейного быта, общественной и частной жизни. В 1873-1877 гг. продолжается работа над романом «Анна Каренина», в центре которого – движение главных героев к переосмыслению общепринятых нравственных ценностей.

Духовный кризис 1870-1880-х годов завершился «переломом» в миросозерцании Толстого. В его сочинениях 1880-1890-х годов происходит одновременное усиление не только социального критицизма, но и христианско-морализаторских тенденций. В « Исповеди» (1882) он излагает свои искания «силы жизни». В эти и последующие годы пишет философско-религиозные, эстетические, публицистические работы. Идеологической новизной отличаются и художественные произведения « Власть тьмы» (1886), « Смерть Ивана Ильича» ( 1884-1886), « Крейцерова соната» (1887-1889).

Тема воскресения, понимаемого как нравственное прозрение, рождается у Толстого из нового взгляда на жизнь, в основе которого лежат отрицание существующего строя и учение о непротивлении злу насилием ( роман « Воскресение», 1889). Тема сопротивления личности нормам жизни звучит в драме «Живой труп» (1900), повести « Хаджи-Мурат»( 1896-1904), рассказах.


    Литература:
  • Знаменательные даты. 2008 год . : календарь. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007.- 750 с.: ил
  • Мир русской культуры : энциклопедический справочник. – М.: Вече, 2000. - 624с (Энциклопедии)
  • Современный словарь - справочник по литературе / сост. С. И Кормилов. – М .: Олимп, 1999 - 704 с.
  • Соколов, А. Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 века: учебное пособие. / А. Г. Соколов - М.: Высшая школа, 1988. - 352 с.
  • Стародуб, Корнелия. Литературная Москва: историко-краеведческая энциклопедия для школьников . / Корнелия Стародуб - М.: Просвещение, 1997. - 368с.: ил.


26 сентября – 124 год со дня рождения живописца, графика, мастера книжной иллюстрации Сергея Васильевича Герасимова (1875-1946).

Образование получил в Строгановском центральном художественно- промышленном училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были С.В. Иванов ( 1864-1910) и К.А.Коровин ( 1861-1939).

В начале своей творческой деятельности предпочтение отдавал акварели. Цветовая гамма его отличалась серебристо- жемчужными переливами. Кроме портретов и пейзажей, писал также жанровые картины, в которых стремился выразить саму стихию сельской и провинциальной городской жизни ( « У телеги», 1906; « Можайские ряды», 1908, и др).

В серии « Мужики», созданной в 1920-х гг., художник старался наиболее остро показать крестьянский характер. Герасимов был замечательным пейзажистом. Его высшие достижения - в небольших этюдах русской природы. Они дышат поэзией, тонким ощущением жизни, изысканным колоритом («Зима», 1939; «Лед прошел», 1945; «Весеннее утро», 1953; серия «Можайские пейзажи»,1950-е гг. и др.) Картины же официального жанра с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние: «На Волхове. Рыбаки» (1928-1930); « Колхозный праздник» (1937).

Самыми известными графическими работами художника стали иллюстрации к поэме Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо» ( 1933-1936) и к роману А.М. Горького «Дело Артамоновых» ( 1939-1954). За оформление этих книг Герасимов в 1958 г. в Брюсселе был удостоен золотой медали Всемирной выставки.

В годы Великой Отечественной войны приступил к созданию эпического полотна «Мать партизана» ( 1943-1950). Кисти Герасимова принадлежат иллюстрации к « Грозе» А.Н.Островского ( 1828-1886).


    Литература:
  • Ильина, Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: учебное пособие. / Т. В. Ильина - М.: Высшая школа, 1989 - 400 c.: ил.
  • Знаменательные даты. 2000 год .: календарь. - М.: Либерея - Бибинформ, 1999.-600с. : ил.
  • Энциклопедия русской живописи - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 1999. -351с.: ил.
  • Русские художники : энциклопедический словарь . - СПб. : Азбука, 2000. - 864 с. : ил.


< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

деи´зм [дэ]

демаскиро´вка [де]

наме´рение

Да´нте [тэ]

Персоналии

Сливкин Виктор Алексеевич
кандидат экономических наук, доцент. Родился 11 августа 1947 г. в семье железнодорожников, на Байкале. В 1966 г. окончил среднюю вечернюю ш...

далее

Цитата в подарок

" Нет иной мудрости, кроме мудрости чувств: любить - значит понимать."

Анатоль Франс