processing...

Новости \ Новости и события

1 марта 2008 г. Баратынский Евгений Абрамович «1800 – 1844» - крупнейший из поэтов-современников Пушкина, «поэт мысли».

Евгений Абрамович происходил из знатного и древнего польского рода с гербом «Корчаг». Его отец, сенатор и генерал-адъютант, был близок к императору Павлу. Мать была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Любовь и привязанность к матери поэт сохранил на протяжении всей жизни. Он получил образование в Петербурге, в немецком пансионе, а затем там же был переведен в пажеский корпус, из которого четыре года спустя – в апреле 1816г. – был исключен за проступок с запрещением поступать на какую-либо службу, кроме как на военную солдатом. Пройдя военную службу в полку, находившемся в Финляндии, и будучи весною 1825 г. все-таки произведенным в офицеры, он вышел в отставку и переехал в Москву.
В 1827г. в Москве вышла в свет первая книга его стихов. В 1828г. А.С. Пушкин и Е.А. Баратынский совместно выпустили книгу под названием «Две повести», в которой были напечатаны поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Баратынского «Бал». В 1829г. Баратынский был избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Пушкин часто бывал в доме у Баратынского и так отзывался о его творчестве: «Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точное выражение должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством». Баратынский попробовал заниматься государственной службой в Межевой канцелярии, но скоро оставил ее и жил или в имении материи в Вяжле, или у себя в подмосковном Муранове, где ныне находится литературно-мемориальный музей.

Литература:
  1. Гимн любви: трехтомное издание избранной лирики поэтов мира. Т. 1. Лирика русских поэтов / сост. С.М. Магидсон. – М.: Мол. Гвардия, 1991. – 542 с.
  2. Жизнь и поэзия – одно : стихотворения / сост. О. Проскурин. – М. : Моск. Рабочий, 1987. – 431 с.- /Однотомники классической литературы/. 500жемчужин всемирной поэзии. – «Квадранал» , 1999. – 416 с.
  3. Русские поэты : антология русской поэзии в 6-ти т. – Т.2. – М.: Детская литература, 1989. – 704 с.
  4. Ревякин, А.И. История русской литературы 19 века : первая половина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвенщение, 1981.-542 с.
  5. Русская лирика 19 века. /сост. Вл.Орлов. – М.: Худож.лит.,986. – 430с. - /Классики и современники. Поэтич. Б-ка/.

10 марта 2008 г. Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный.
Не жить, не чувствовать – удел завидный,
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Микеланджело Б.

Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городе Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провел во Флоренции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искусства, он обучался с великими представителями гуманистической культуры. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода – «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498 – 1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501 – 1504 гг). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. «Давид» украшал площадь более трех с половиной столетий, затем был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живописцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508 – 1512гг. Венец архитектурного гения Микеланджело – собор Святого Петра. А все же главное творение Микеланджело – зодчего – грандиозный, вознесенный к небу купол над центральной частью храма. Купол царит над всем Вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятниками, которыми так богат Рим.
Микеланджело похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.

Литература:
  1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17 – 20 веков / ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта, 1999.- 659с.: ил.
  2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения / ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта, 2005.- 688 с.
  3. Календарь «Круг чтения». 1989.- М: Политиздат, 1988. – 90 с.: ил.
  4. Календарь «Знаменательные даты». 2005.- М.: Либерия–Бибинформ, 2004. – 736 с.: ил.

17 марта 2008 г. « Враг лжи и лицемерия» - 187 лет со дня рождения русского писателя Алексея Феофилактовича Писемского.

В конце 1840-х в русской литературе появилось новое имя – Алексей Писемский. Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода, он родился в маленьком имении Костромской губернии. Детские годы провел в городе Ветлуге. С 1834 по 1840 г. учился в Костромской гимназии, а затем в Московском университете. После окончания университета будущий писатель выступал в качестве актера и чтица, жил в деревне, служил в Костромской палате государственных имуществ, а с 1846 года – в Московской палате, где сблизился с литературными кругами, близко сошёлся с Островским.
Первый рассказ Писемского «Нина» был опубликован в 1848г. Но известность писателю принесла повесть «Тюфяк» (1850). Начиная с 1850-х, его талант быстро набирает силу. Только пять лет из-под пера Писемского выходит целый ряд романов, рассказов и повестей: «Брак по старости», «Богатый жених», «Комик», «Питерщик», «Раздел».
В 1854 г. Писемский окончательно оставляет службу в Костроме и переезжает в Петербург, где его ждут, как знаменитость. Все крупные журналы охотно печатают произведения писателя. Во второй половине 1850-х выходят такие произведения, как «Тысяча душ» и пьеса «Горькая судьба», за которую писателю была присуждена премия Петербургской академии наук. Творчество Писемского в 1850-х имело критическую направленность. Сам писатель характеризовал свое творчество так: «Сначала я обличал глупость, предрассудочность, невежество, боролся против крепостного права … и, в конце концов, принялся за сильнейшего, может быть, врага человеческого … за поклонение золотому тельцу». На рубеже 1860-х, когда резко обострилась идейная и общественно-политическая борьба, выяснилось, что это направление Писемкому чуждо. Свое отношение он выразил в романе « Взбаламученное море» (1863 г.), в котором критиковал не только деградирующее дворянство и либеральную интеллигенцию, но и революционных демократов. После публикации этого романа перед Писемским закрываются двери всех крупных журналов. Последние произведения писателя были прохладно встречены критикой и читателями. И только на рубеже веков Писемского стали понимать и оценили по достоинству.

Литература:
  1. Календарь «Знаменательные даты. 2001». - М.: Либерея-Бибинформ, 2000. – 632 с.: ил.
  2. Писемский, А.Ф. Проза / сост. О.Е.Майоровой. - М.: Слово, 2001.- 552 с.
  3. Писемский, А.Ф. Тысяча душ :роман в 4-х ч. / предисл. и примеч. К.И. Тюнькина.- М. : Худож. лит., 1980. – 511 с.
  4. Писемский, А.Ф. Рассказы / вступ. Статья К. Тюнькина. – М.: Худож. лит., 1981.- 380 с.- (Классики и современники. Русская классическая литература).
  5. Аксаков,К.С., Аксаков, И.С. Литературная критика / сост. А.С. Курилова.- М.: Современник, 1982. – 383с., (Библиотека «Любителям российской словесности» ).


< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

пате´нт [те]

Да´нте [тэ]

че´рпать

ателье´ [тэ]

Персоналии

Туркулец Алексей Владимирович
доктор философских наук (с 2005 г.), доцент (с 2001 г.), профессор кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная ака...

далее

Цитата в подарок

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

Вольтер