processing...

Новости \ Новости и события

Выставки абонемента художественной литературы в феврале


7 февраля -163 года со дня рождения живописца, автора жанровых композиций на социальную тему Маковского Владимира Егоровича (1846-1920)

Семья Маковских сыграла большую роль в истории русской культуры: отец художника Е.И.Маковский (1800-1886) был одним из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества (как учебное заведение существовало с 1843 по 1918), брат К.Е.Маковский (1839-1915) прославился многочисленными картинами на исторические, жанровые и сказочные темы. Сам Владимир Егорович был одним из крупнейших мастеров бытового жанра в отечественной живописи.

Учился в МУЖВЗ (1851-1858) у С.К.Зарянко и в Петербургской АХ (1858-1862). В 1963г., будучи не удовлетворенным консервативной системой преподавания, примкнул к «бунту четырнадцати» и покинул стены АХ. В этом же году стал членом Артели художников. Впоследствии - член-учредитель ТПХВ.

Произведения В.Маковского, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой тенденцией. За картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) Маковский получил звание профессора АХ.

В 1870-х гг. художник создал серию жанровых картин на темы крестьянского быта: «Похороны в деревне», «Дети, бегущие от грозы» (обе- 1872) и др. В 1877 г., откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы».

Картины исторического жанра «Свадебный пир в боярской семье 17 столетия» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895), «Смерть Иоанна Грозного» (1888) значимы, скорее, с этнографической точки зрения: художник очень подробно изобразил костюмы персонажей, детали быта.

Портретный жанр занимал в творчестве В.Маковского особое место. Художник представлял портретируемых в самом выигрышном виде, блестяще передавал внешнее сходство, но не вникал при этом в психологические характеристики моделей. Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В.С.Зубовой (1877) и др. Исключения составляют «Портрет оперного певца О.Н.Петрова»(1871), «Портрет старухи в чепце»(1874) и портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения свидетельствуют о большом таланте художника.

Литература:
  • Государственный Русский музей. Ленинград.-М.:Изобразительное искусство,1987.-106с.: ил.
  • Знаменательные даты.2001 год.: календарь.-М.: Либерея-Бибинформ, 2000.-631 с.: ил.
  • Пискун,С. Владимир Маковский/ С.Пискун // Смена.-2004.-№:6.-с.10-25.
  • Русские художники: энциклопедический словарь.-СПб.: Азбука,2000.-864с.: ил.
  • Энциклопедия для детей.Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство 17-20 веков./ред. М.Д.Аксенова- М.: Аванта,1999.-659 с.: ил.

10 февраля - 119 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, переводчика Пастернака Бориса Леонидовича (1890-1960 г.г.)

Борис Пастернак – поэт большого и своеобразного дарования.
Его творчество эволюционировало от чрезмерной метафоричности, усложненности стиха к « неслыханной простоте». Долгое время в силу различных причин Пастернак не пользовался большой известностью, был в значительной мере «поэтом для поэтов».

Весной 1913 Борис Пастернак заканчивает Московский университет с дипломом 1-й степени, но даже не получает его, оставляя в архиве университета. С этого года поэзия становится главным и единственным делом его жизни. Первоначально поэт примыкает к футуристам.

В середине 1920-х обращается к историко-революционной теме и создает широкие лирико-эпические полотна - «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», которые заняли видное место в послереволюционной литературе.

Самым трудным в его творчестве стали 30-е годы. Поэта мало и с трудом печатают. Пастернак решает заняться переводами. Начавшись с 1934 г., эта работа продолжалась практически до последних дней его жизни.

Во время войны у Пастернака выходит книга стихов « На ранних поездах». Интересную оценку поэзии Пастернака дал Осип Мандельштам, заметивший, что стихи Пастернака необходимы, как кислород для больного.

Исключительное значение в поэтической работе Пастернака занимала метафора. Слова играют, перетекают друг в друга, меняя смысл, как меняется красочный спектр цветов на переливающейся под солнцем пленке:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы.

Пастернак смело вводит в поэтическую речь «язык улицы», характерные словечки вульгарного оттенка, передающие колорит времени.
Проза Бориса Пастернака так же густо насыщена метафорой, так же воздушна, так же, на поверхностный взгляд, прихотлива и случайна по ассоциациям, как его поэзия. Ранняя проза писателя – книги «Воздушные пути» (1933 г.), «Детство Люверс» (1922 г.), «Охранная грамота» (1931г.) – автобиографична.

Много лет трудился Пастернак над романом « Доктор Живаго», который в известном смысле можно назвать главной книгой его жизни. Здесь нашли отражение жизненные раздумья и наблюдения Бориса Пастернака, его отрицательное отношение к революции, которая, по его мнению, принесла народам России неисчислимые страдания.

Публикация романа и присуждение Пастернаку Нобелевской премии (1958) вызвали в Советском Союзе политический скандал. Пастернака исключили из Союза писателей, в печати была организована его травля от имени литературной и советской общественности, требовавшей высылки автора из страны. Пастернак вынужден был отказаться от премии и подписать «покаянное» письмо. Все эти обстоятельства ускорили его кончину. Умер Пастернак в 1960.

Литература:
  • Знаменательные даты.1999 год.: календарь – М.: Либерея- Бибинформ, 1998.-599с.: ил.
  • Лекманов, О. Об одной загадке Бориса Пастернака (Уроки изящной словесности) / О. Лекманов. //Звезда.-2004.-№10.
  • Пастернак,Е. Из переписки Бориса Пастернака с Куртом Вольфом (20 век.Архивы)/ Е.Пастернак // Звезда.-2004.-№9.-с.121-128.
  • Пастернак,Б.Л. Страдание живой культуры. //Наше Наследие.-1990.-№1.-37.
  • 500 жемчужин всемирной поэзии.-«Квадранал»,1999.-416с.
  • Словарь поэтов Русского Зарубежья / под ред.В.Крейда.-СПб: РХГИ, 1999.-470с.
  • Современный словарь-справочник по литературе /сост. и науч.ред.С.И.Кормилов.-М.: Олимп: 000 Фирма Издательство АСТ 1999.- 704 с.

24 февраля -117 лет со дня рождения писателя, прозаика, общественного деятеля Константина Александровича Федина (1892-1977)

Федин родился в небогатой семье служащего, а затем владельца писчебумажного магазина; в Саратове жил до 1908г., учился в Сретенском начальном училище. В 1905 г. участвовал в ученических забастовках. Не желая подчиняться требованиям отца учиться на «коммерсанта», не раз убегал из дому. Но в 1911 г. все же поступает в Московский коммерческий институт; в 1914 г. после 3-го курса учебы уехал в Германию для усовершенствования немецкого языка (на последнем курсе института требовалось безукоризненное знание языка); одновременно в Германии изучает «коммерцию» на карандашной фабрике Фабера.

Первый рассказ был написан в 1910г., это было подражание гоголевской «Шинели»; первые публикации – в «Новом сатириконе» в 1913-1914гг.(«мелочи» и стихи).

Начавшаяся 1-я мировая война задержала Федина в Германии, он был интернирован; возвратился в Россию 1918г. (этот путь получил отражение в рассказе «Дядя Кисель», 1919). В Германии Федин открыл для себя мир европейской культуры и до конца своих дней оставался одним из самых образованнейших советских писателей. Вне родины работал над своим первым романом «Глушь» (сатира на казачий город Уральск), впоследствии рукопись этого произведения Федин уничтожил.

В 1918-1919гг. Федин служил в Наркомпросе в Москве, в конце 1919г. уезжает в приволжский г.Сызрань, где участвует в становлении советской печати; становится редактором газеты «Сызранский коммунар» и журнала «Отклики», печатает статьи на злободневные темы. Затем был мобилизован, направлен в Москву, Петроград, затем в политотдел Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии, где служил до перевода в редакцию газеты 7-й армии «Боевая правда». Здесь проработал помощником редактора до начала 1921г. Переехав в том же году в Петроград, работает в журнале «Книга и революция», выпускает первую книгу рассказов «Пустырь» (1923). Роман «Города и годы»(1924)- о путях интеллигенции в революции и Гражданской войне, получивший высокую оценку А.М.Горького,- принес писателю известность. Произведение выдержало в последующем более 20 изданий. В 1925-1926 опубликовал рассказы и повести о крестьянстве («Утро в Вяжном», «Мужики»), в 1927-1928 – роман «Братья», в котором раскрыто единство национального и нового, революционного искусства.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) начал работать над трилогией «Первые радости»(1945), « Необыкновенное лето»(1947-1948) и «Костер»(1961-1965).Романы – итог размышлений писателя о поиске смысла жизни русской интеллигенцией.

С 1959г. и до конца жизни Федин – первый секретарь, затем председатель правления Союза писателей СССР. Академик АН СССР(1958), Герой Социалистического Труда (1967).Лауреат Государственной премии СССР (1949).


Литература :
  • Знаменательные даты.2007год.:календарь.-М.: Либерея- Бибинформ, 2006.-752с.:ил.
  • Воспоминания о Константине Федине: сборник.-М.: Советский писатель,1981.-528с.
  • Оклянский,Ю.М. Федин.-М.: Мол.гвардия, 1986.-352с.,ил.-(Жизнь замеч.людей.Сер. биогр.; Вып.№;4)
  • Русские писатели 20 века: Биографический словарь/Гл.ред. и сост.П.А.Николаев.-М.:Большая Российская энциклопедия, 2000.-807с


< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

пуло´вер

аргуме´нт

до´нельзя

задо´лго

Персоналии

Смоляков Владимир Александрович
доктор полит. наук, профессор кафедры социально-гуманитарных наук. Владимир Александрович Смоляков родился 16 ноября 1946 г. в г. Хаб...

далее

Цитата в подарок

«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, — потратить жизнь на дело, которое переживет нас».

Уильям Джеймс