processing...

Новости \ Выставки

140 лет со Дня рождения поэта, драматурга и переводчика А. А. Блока (1880-1921)

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию подборку литературы, приуроченную к 140 - летию со дня рождения поэта, драматурга, переводчика А. А. Блока (28.11.1880 – 7.08.1921): «… Не может сердце жить покоем!».

Блок Александр Александрович был рожден в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой был ректором Санкт-Петербургского университета.

За своего первого супруга мать будущего поэта вышла еще в восемнадцатилетнем возрасте, и вскоре после рождения мальчика она решила разорвать все связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

Свои детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.

Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла Саше произведения Бодлера, Полонского, Верлена, Фета и других прославленных поэтов. Александра Андреевна и ее юный сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери Александр Блок в первую очередь читал свои произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.

В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда Саше исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в городе Бад-Наугейме – популярном немецком курорте тех времен. Несмотря на свой юный возраст, на отдыхе он беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. Естественно, ни о каких отношениях подростка со взрослой женщиной речи не шло. Однако очаровательная Ксения Садовская, ее образ, запечатленный в памяти Блока, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.

В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он все же перевелся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году. Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет он взахлеб читал многочисленные книги, увлекался театром и даже посещал соответствующий кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а в подростковом возрасте он в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.

Важным событием начала 1900-ых годов для Александра Александровича стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью именитому отечественному ученому Дмитрию Менделееву. Отношения между молодыми супругами были сложными и своеобразными, однако наполненными любовью и страстью. Любовь Дмитриевна также стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.

Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьева и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.

На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности. В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения начал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».

Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.

В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого рифмоплета были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину, как природный источник света и чистоты, и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым.

Революционные события1905-1907 гг. стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Стихи о любви отошли на второй план.

Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.

В конце 1900-ых годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения простого народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую, глубоко личную индивидуальность.

1909 год был очень сложным для Александра Блока: в этот год скончался его отец, с которым он все же поддерживал достаточно теплые отношения, а также новорожденный ребенок поэта и его жены Любови. Тем не менее, внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил своему сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на крупных творческих проектах.

В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из книги «Молнии искусства». В конце концов, Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».

Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал все меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен.

В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено. В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось.

Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих других поэтов «серебряного века». В то время, когда Анна Ахматова, Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский и многие другие вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.

Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалась властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.

Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»: Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе.

После Октябрьской революции происходили отнюдь не только интересные факты из жизни Александра Александровича. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.

В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей.

Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями, он ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание поэта совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.

Незадолго до своей кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако ему отказали. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил свои записи и принципиально не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Долгое время ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры его поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако своего подтверждения эти слухи не нашли.

Александр Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, равно как и небольшие стихи («Фабрика», «Ночь улица фонарь аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие), стали частью культурного наследия нашего народа. Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира.

Литература:
  • Александр Блок. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/3455-aleksandr-blok.html — Заглавие с экрана. ( Дата обращения 13.10.2020).
  • Александр Блок — любопытные факты. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/moiarussia.ru/aleksandr-blok--liubopytnye-fakty-5a2eab80fd96b1d5d974f3fa. Заглавие с экрана. ( Дата обращения 13.10.2020).
  • Блок, Александр Александрович. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блок,_Александр_Александрович — Заглавие с экрана. ( Дата обращения 13.10.2020).
  • Краткая биография Блока. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа: https://aleksandr-blok.su/kratkaya-biografiya/ — Заглавие с экрана. ( Дата обращения 13.10.2020).
  • Авдонина, Л. Н. Флоренция в поэзии Серебряного века / Л. Н. Авдонина // Русская речь. — 2016. — № 3. — С. 14-21.
  • Александр Александрович Блок // Русские поэты ХХ века: собрание биографий. — Челябинск: Издательство «Урал Л.Т.Д.»,2001. — С.55 – 61.
  • Александр Блок в воспоминаниях современников: в 2-х т. Т1. — М.: Художественная литература, 1980. — 552с. — (Серия литературных мемуаров).
  • Александр Блок в воспоминаниях современников: в 2-х т. Т2. — М.: Художественная литература, 1980. — 527с. — (Серия литературных мемуаров).
  • Бельская, Л. Л. Поэты Серебряного века о своем творчестве / Л. Л. Бельская// Русская речь. — 2015. — № 4. — С. 10-17.
  • Блок Александр Александрович // Русские писатели, 20 век. В 2-х ч.: библиогр. словарь. Ч. 1: А - Л / под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1998. — С.183 – 189.
  • Блок А.А. Избранное: стихотворения; поэмы; театр; статьи / А. А. Блок. — М.: Советская Россия, 1980. — 384с.: илл. — (Школьная библиотека).
  • Блок А.А. Быть светлым меня научи: избранная лирика , 1898-1921 гг. / А. А. Блок. — Магадан: Книжное издательство, 1980. — 270с.: илл.
  • Блок А.А. В огне и холоде тревог... Избранное / А. А. Блок. — М.: Детская литература, 1980. — 431с.: илл. — (Школьная библиотека).
  • Блок А.А. Лирика / А. А. Блок. — М.: Правда, 1985. — 416с.
  • Блок А.А. Лирика. Театр. / А. А. Блок. — М.: Правда, 1982. — 544с.
  • Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Театр. В 2-х т. Т 1. 1989 -1907 / А. А. Блок. — Л.: Художественная литература, 1972. — 560с.
  • Блок, А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза / А. Блок. — М.: Слово, 1999. —680с. — (Пушкинская библиотека).
  • Блок А. Стихотворения и поэмы / А. Блок. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 174с. — (ХХ век: поэт и время).
  • Блок А. Театр / А. Блок. — 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1981. — 496с. — (Библиотека поэта).
  • В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории российской общественной мысли Х1Х и ХХ веков. Ч.2. — М.: Наука, 1994. — 248с.
  • Васильев, С. А. Религиозные мотивы в поэме А. А. Блока "Возмездие" / С. А. Васильев, А. Г. Курганова// Русская речь. — 2015. — № 3. — С. 19-25. — Библиогр.: с. 25 (4 назв.).
  • Вельяшев В. "Я Вашу музыку знаю и люблю...": композитор Анатолий Лядов / В. Вельяшев// Наше наследие. — 2004. — № 3. — С. 6-17
  • Гаврилов В. Д. Уход Блока: записи А. Н. Бенуа в дневнике 1921 года: к 125-летию со дня рождения / В. Д. Гаврилов// Наше наследие. — 2005. — № 2. — С. 96-112.
  • Александр Блок //Гусев В.И. Память и стиль: современная, советская литература и классическая традиция / В. И. Гусев. — М.: Советский писатель, 1981. — С.186 -205.
  • Горелов А. Е. Гроза над соловьиным садом. (Александр Блок) / А. Е. Горелов. — изд. 2-е доп. — Л. : Советский писатель, 1973. — 321с.
  • Енишерлов В. "Жизнь без начала и конца...": За строками "Возмездия" А. Блока / В. Енишерлов// Наше наследие. — 2005. — № 75 - 76. — С. 54 - 83.
  • Здобнова Д. "Твои стихи...поют мне о твоей любви...": письма Л. Д. Менделеевой А. А. Блоку (1902-1903): к 125-летию со дня рождения Александра Блока / Д. Здобнова// Наше наследие. — 2005. — № 75 - 76. — С. 32-47.
  • Коптев, Л. Н. "Ангелическое" и "демоническое" в творчестве Александра Блока / Л. Н. Коптев// Русская речь. — 2013. —№ 3. — С. 20-26.
  • Котрелева Н. В. А. Белый "Конспект введения к лекции "Блок" (Тифлис,1927): к 125-летию со дня рождения Андрея Белого / Н. В. Котрелева// Наше наследие. — 2005. — № 75-76. — С. 102-111.
  • Краснова Л.В. Поэтика Александра Блока: очерки / Л. В. Краснова. — Львов: Университет, 1973. —230 с.
  • Курганова, А. Г. Храм в лирике Александра Блока / А. Г. Курганова// Русская речь. — 2015. — № 2. — С. 21-26.
  • Макарова, С. А. "Я ночного певца не спугну..."(Мотив пения и образ ночи в лирике А. Фета и А. Блока) / С. А. Макарова// Русская речь. — 2017. — № 1. — С. 16-24. - Библиогр.: с. 24 (8 назв.).
  • Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока / Д. Е. Максимов. — Л.: Советский писатель, 1975. — 526 с.
  • Маркелова, В. М. "Тревога" в поэзии А. Блока / В. М. Маркелова // Русская речь. — 2008. — № 4. — С. 33 - 36. — Библиогр.: с. 36 (2 назв.).
  • Потресов В. Страна трех гениев - Менделеев, Чайковский, Блок (Живописнейшее место северо-западного Подмосковья - Клинско-Дмитровская гряда) / В. Потресов// Наше наследие. — 2007. — № 81. — С. 20-33.
  • Розенталь Л.В. Веревка - вервие простое: отрывки из мемуаров "Непримечательные достоверности" (Воспоминания об А. Блоке, В. Набокове) / Л. В. Розенталь// Наше наследие. — 2005. — № 75-76. — С. 48-53.
  • Художник возвращается к свободе. (А. Блок) // Брайнина Б.Я. Память и время / Б. Я. Брайнина. — М.: Советский писатель, 1973. — С.185 – 201.






< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

жалюзи´

на´чатый

демаскиро´вка [де]

дезинфе´кция [де]

Персоналии

Гасанов Эйваз Алиевич
доктор экономических наук (с 2005 г.), доцент (с 1995 г.), профессор кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная ака...

далее

Цитата в подарок

"Талант мы угадываем по одному единственному проявлению, но чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение."

Гейне