processing...

Новости \ Выставки

Выставки абонемента художественной литературы в мае

3 мая – 139 лет со дня рождения известного театрального художника, историка искусства, художественный критика Бенуа Александра Николаевича (1870- 1960).

Родился он в семье известного архитектора Н.Л.Бенуа. Учился самостоятельно, увлеченно занимался рисованием и живописью, изучал историю искусства.

В 1896-1898гг. работал во Франции. В 1897г. создал свою первую серьезную работу –серию акварелей «Последние прогулки Людовика ХIV». Был одним из организаторов и руководителей объединения и журнала «Мир искусства». Занимался также искусствоведческой деятельностью, издал книгу «Русская живопись в ХIХ веке».

Выступал и против академизма, и против эстетики русских революционных демократов, главным критерием оценки произведений искусства считал их «художественность». Пропагандировал классическое наследие, в том числе русское искусство ХVIII- начала ХIХ в.в. Создал ряд искусствоведческих изданий и музеев.

После революции Бенуа принимал активное участие в организации охраны памятников истории и культуры, занимался музейным делом. В 1918- 1926гг. заведовал Картинной галереей Эрмитажа.

В собственных живописных и графических работах Александр Бенуа отдавал предпочтение истории. В картинах исторического жанра художник воспроизводил жизнь, сочетая эстетизацию красоты и гротескного изящества с ироническим отношением к ушедшей в прошлое дворянской эпохе. Особое внимание он уделял двум темам, а именно Франции времен Людовика ХIV и Петербургу ХVIII - начала ХIХ в.

Бенуа был также замечательным иллюстратором. Оформил книгу «Азбука в картинках Александра Бенуа»(1905). Тонкостью исполнения отличаются иллюстрации к «Медному всаднику» А.С.Пушкина (изд. в 1923 г.), одновременно отражающие и лиризм, и драматический пафос поэмы.

В 1902 г. художник оформляет оперу «Гибель богов» Р.Вагнера, а в 1903 г.- балет «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина. Его декорации, эскизы костюмов и бутафории отмечены художественной цельностью и тонким чувством стиля. C 1908г. Бенуа оформлял спектакли С.П.Дягилева в Париже. В 1911г. создал декорации к балету «Петрушка» И.Ф.Стравинского. В 1926г. эмигрировал во Францию. В основном работал в театрах: в Париже – в « Гранд-опера», после Второй мировой войны – в Милане, в «Ла Скала». Ничего выдающегося за это время не создал. В последние годы жизни писал воспоминания.

Литература :
  • Знаменательные даты. 2000 год: календарь.- М.: Либерея - Бибинформ, 1999.- 512с.: ил.
  • Мир русской культуры: энциклопедический справочник.- М.: Вече, 2000.- 624 с.(Энциклопедии).
  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца ХIХ - начала ХХ века: учебное пособие / Д.В. Сарабьянов.- М.: Издательство МГУ, 1993.- 320 с.
  • Шапаро Ю.Г. Эрмитаж. Путеводитель по выставкам и залам.- Л.: - Искусство, 1989.- 231с.: ил.
  • Энциклопедия русской живописи.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.- 351с.: ил.
  • Этюды об изобразительном искусстве: книга для учащихся / сост. Н.И.Платонова.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.: ил.


16 мая – 99 лет со дня рождения поэта, драматурга, прозаика, публициста Берггольц Ольги Федоровны (1910-1975гг.).

Ольга Берггольц родилась в Петербурге, в семье врача. Ее отец был «командиром санитарного поезда, перешедшего на сторону красных, работал военно-полевым хирургом на фронтах молодой Республики».

Первые школьные годы Оли прошли в Угличе, куда переехала в то время семья. Писать стихи Ольга «начала очень рано - почти сразу как научилась писать, почти стихийно…В автобиографии (1972 г.) Ольга Берггольц писала: «Заветной мечтой матери было, чтоб мы – я и сестра, - вырастая, становились все больше похожими на «тургеневских девушек». Внутренне же мы были охвачены романтикой только что отгремевшей Гражданской войны и мечтали о своем участии в последних и решающих схватках с мировой буржуазией, «тургеневской девушки» из меня решительно не получилось».

В 1925 г .Берггольц становится членом литературной группы «Смена», которой руководил И.Садофьев, затем – В.Саянов. Здесь бывали многие писатели и поэты, в том числе и Светлов.

В 1926 г. она поступает на Высшие курсы искусствознания при Институте истории искусств. Со второго курса она переводится на филологический факультет Ленинградского университета (журналистское отделение). Окончив зимой 1930 г. университет, уезжает с мужем на Кавказ, а потом в Казахстан, где работает корреспондентом газеты «Советская степь». Вернувшись в Ленинград, стала редактором комсомольской страницы многотиражной газеты завода «Электросила», здесь была принята в партию.

В 1929 – 1932 гг. выходят книги Берггольц. Очерки и рассказы того времени отражали героику того времени, строительство первых пятилеток. В 1934-1936 гг. Берггольц - редактор и один из авторов истории завода «Электросила». Впечатления комсомольской юности легли в основу ее ранних поэтических сборников –« Стихотворения» (1934г.) и «Книга песен» (1936г.). 15 декабря 1938 г., беременная, была арестована, находилась в тюрьме до 7 июля 1939г. В 1942 г. в осажденном Ленинграде, потеряла мужа – Н.С.Молчанова. Тогда же создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам города: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма» (обе-1942г.) и др. Выступления Берггольц по радио, обращенные к борющимся ленинградцам, вошли позже в книгу «Говорит Ленинград»(1946). В 1950 вышла книга лирической прозы «Дневные зхвезды», в 1972 2 собрание сочинений в 3 томах. Лауреат Государственной премии СССР (1951г). Слова О.Бергголц «Никто не забыт, ничто не забыто» высечены на Пискаревском кладбище в Ленинграде.


Литература:

  • Ершов Л.Ф. История русской советской литературы / Л.Ф. Ершов. - М.: Высшая школа, 1990.-224 с.: ил.
  • Русская поэзия. 20 век.: антология / под. ред. В.А. Кострова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 966 с.
  • Русские поэты: антология русской поэзии в 6-ти т. Т.1. - М.: Детская литература, 1989.-704 с.
  • 500 жемчужин всемирной поэзии. - Квадранал, 1999.- 416 с.


< Назад

Меню раздела

Узнать свою задолженность

Найти книгу

Преподавателям

Заказать литературу

Оформить подписку

Ссылки










Говорим и пишем правильно

фо´рзац

задо´лго

гравиро´ванный

скучный [шн]

Персоналии

Тишутина Ольга Игоревна
доктор экономических наук (с 2009 г.), доцент (с 2003 г.), профессор кафедры «Финансы» ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия эконо...

далее

Цитата в подарок

"Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх."

Виссарион Григорьевич Белинский